Техническое задание на сайт

Техническое задание на сайт

Техническое задание разрабатывается для достижения взаимопонимания между заказчиком и разработчиком о целях, качествах, средствах, этапах, сроках и стоимости проекта. ТЗ пишется разработчиком на основе собеседования с заказчиком и анализе сайтов прямых конкурентов заказчика. На основе согласованного ТЗ составляется обоснованная смета.

Основные разделы ТЗ

  1. Описание сайта: его задачи, целевая аудитория, дизайн
  2. Структура сайта
  3. Функционал сайта
  4. Взаимодействие пользователя с элементами сайта
  5. Хостинг и его тарифный план
  6. Система управления сайтом
  7. Перечень и описание плагинов
  8. Перечень, описание и этапы работ

Описание сайта

Техническое задание — документ, обращённый и к заказчику, и к разработчикам. Начинается ТЗ с краткого описания будущего сайта: кто заказчик, кто целевая аудитория, какие задачи должен решать сайт. Коротко, только конкретика, без субъективных оценочных суждений, как то: красиво, быстро, хорошо и тд., например:

Техническое задание на разработку интернет-магазина для компании «Такая-то», доменное имя «доменноеимя» для продажи спортивной обуви с онлайн оплатой и доставкой товара в пункты выдачи «БоксБери». Целевая аудитория сайта: горожане 25-44 года, офисные работники, любящие путешествовать.

Сайт должен быть выполнен в минималистическом стиле на белом фоне с элементами взаимодействия фирменных цветов #7248ad и #cc65ed. Логотип и шрифты — согласно гайдлайну, предоставленному заказчиком. текстовая информация предоставляется заказчиком и тд.

Конкретика мимнимизирует вариативность трактовок и недопонимание, что сократит время разработки и избавит от бесконечных переделок. Не стоит забывать и об экономии нервной энергии.

Структура сайта

Структура сайта должна приводить и побуждать пользователя к целевым действиям. Очень важно тщательно продумать её заранее. К наиболее важной информации доступ должен быть явным и быстрым. В этом помогают сквозные (присутствующие на каждой странице сайта) блоки. Описываем их отдельно: шапка сайта (хедер) и её элементы, подвал сайта (футер) и его элементы, возможно боковое меню и блоки, или кнопки, отображающиеся поверх контента, например — кнопка, открывающая окно чата.

Шапка сайта

Верхнее меню

По такому же принципу расписываются остальные сквозные блоки.

Структура страницы

Структуру страницы можно прописать словами, а можно представить в виде графической блок схемы. Что важно понимать разработчику: какой тип контента должен присутствовать на какой странице. От этого зависит подбор фреймворков или программных плагинов. Расписываем так каждую типовую страницу сайта.

При формировании структуры страницы важно учитывать контекстную иерархию: на каждой странице обязательно должен присутствовать единственный заголовок Н1. Количество заголовков низшего разряда (Н2, Н3, Н4 и тд) может быть произвольным. Это важные для СЕО правила. Придумывая структуру страницы мы обязательно следуем им, используем семантические тэги, подсказывая поисковым роботам на какую информацию важно ориентироваться.

Функционал сайта

Функционал сайта обслуживает бизнес-задачи владельца сайта. Что вам нужно: привлечь внимание к своей компании и собрать базу данных возможных клиентов? Продвинуть свой товар или услугу? Информировать пользователей в реальном времени о работающих кафе в локациях их нахождения? Цели бывают разными, под них разрабатывается функционал сайта. В описании функционала тоже придерживаемся конкретики, например:

Интернет-магазин должен содержать функцию фильтрации по полу (М/Ж), размеру, цвету, материалу, сезону. Должна быть сортировка товара по цене, названию, артикулу. Должна быть возможность быстрой покупки без регистрации и тд.

Сценарий взаимодействия

Программисту и верстальщику важно понимать какие события должны вызываться при взаимодействии пользователя с элементами интерфейса. Сценарий должен быть продуман и прописан для каждого интерактивного элемента. Если элемент вызывает контент во всплывающем окне, так и пишем, например:

Шапка сайта с элементами: Логотип компании (кликабельный — переход на главную страницу), Телефон компании (кликабельный — производится дозвон на мобильном телефоне), Email (кликабельный — во всплывающем окне открывается форма обратной связи с полями «Имя», «Телефон», «Email», «Задать вопрос» и кнопкой «Отправить» (письма приходят админу и пользователю), поле Поиска, Личный кабинет (переход на страницу личного кабинета клиента), Корзина (переход на страницу Корзины клиента). Меню (навигация по сайту).

Схема взаимодействия может быть представлена в виде имиджа

Хостинг и его тарифный план

Хостинг — это услуга размещения баз данных и файлов вашего сайта на серверах (компьютерах, постоянно подключенных к сети интернет). Заказывая хостинг, вы арендуете пространство, мощности и программное обеспечение, предоставляемое хостинг-провайдером согласно выбранному тарифу на оплаченный период времени. Если вы не оплатите хостинг вовремя, ваш сайт станет недоступен для пользователей интернета. Как правило, владельцу сайта даётся месяц после просрочки платежа на погашение долга. Если вы погасите долг, сайт вновь станет доступен, если нет — сайт удаляется. Нужно следить так же и за оплатой доменного имени, которое покупается не раз навсегда, а так же оплачивается как аренда.

Доменное имя сайта — эта та часть адреса сайта, что расположена между http:// или https:// и доменной зоной (.ru или .сom, или .рф и тп.), и которую вы вводите а адресную строку браузера для загрузки нужного вам сайта, например https://доменноеимя.рф. Доменное имя (DNS — англ. Domain Name System «система доменных имён») связывает символьный адрес сайта с ip сервера, на котором он размещён. Мы очень упростили объяснение для ясности :).

Компания. предоставляющая хостинг, отвечает за:

  1. Бесперебойную доступность вашего сайта
  2. Предоставление качественного оборудования и современного ПО
  3. Сохранность данных, размещённых на их серверах
  4. Защищённость серверов от хакерских атак
  5. Своевременную и компетентную техническую поддержку

Это самые важные вещи, на которые необходимо обратить внимание при выборе хостера. Немаловажно также удобство панели управления, гибкость тарифов, ассортимент оказываемых услуг. Нет смысла оплачивать большие дисковые пространства или выделенный сервер, если ваш сайт — простая визитка. И, с другой стороны, если вы планируете большой интернет-магазин с массовой посещаемостью и сложным функционалом, не стоит экономить на хостинге. Ориентироваться в выборе тарифного плана хостинга нужно по потребностям. В любом случае, тариф всегда можно изменить, согласно новой ситуации. За годы работы с разными хостерами у нас сложились свои предпочтения, описывать здесь мы их не будем, но при работе с заказчиком высказываем свои рекомендации.

Опираясь на исходные данные о сайте и на свой опыт работы с разными хостинг-провайдерами мы выбираем оптимальный по соотношениям цена — качество — соответствие требованиям хостинг и прописываем нужный тарифный план в ТЗ.

Система управления сайтом

Система управления сайтом (CMS, движок) — это программный продукт, заготовка, каркас сайта, на котором он собирается. Можно написать сайт с нуля, но это чаще всего нерационально: долго, трудозатратно, дорого и оправдано только в случае разработки уникального по задачам ресурса.

Среди СMS есть как бесплатные, так и платные варианты. CMS может быть бесплатной в минимальной комплектации, но платной в расширенной, например — Битрикс имеет несколько тарифных планов. К самым популярным движкам (WordPress, Bitrix, OpenCart, Joomla, Drupal и другие) существует множество плагинов и регулярно пишутся новые, значительно расширяющие их функционал. К тому же широкое сообщество разработчиков выкладывают массу справочного материала в сети о настройках CMS и исправлении возможных проблем. И это является весомым плюсом в их пользу.

Выбирать СMS нужно исходя из задач, которые должен решать сайт и с оглядкой на то, кто будет вести сайт. WordPress, например, изначально написан для ведения блогов, хотя сейчас он оброс таким количеством корректно работающих плагинов, что на нём можно делать и полнофункциональные магазины и даже небольшие социальные сети. Основным плюсом этого движка мы считаем удобство администрирования сайта. А у Битрикса главное преимущество, на наш взгляд, — интеграция с 1C Бухгалтерией и складским учётом. К тому же Битрикс имеет мощную CRM систему, позволяющую налаживать бизнес процессы внутри компании. Одним словом:

Задачи сайта определяют выбор системы управления.

Перечень и описание плагинов

Плагин — это независимый программный модуль, подключаемый к системе управления сайтом. Плагины наделяют CMS дополнительными возможностями, например: добавляют формы обратной связи, слайдер или увеличилку для фотографий, магазин, платёжный модуль, систему рейтинга и прочее, выбор широк. Наличие плагина для CMS, обеспечивающего необходимый функционал, влияет и на выбор самой системы управления.

Часто на сайт нужно интегрировать много плагинов и между ними могут возникнуть конфликты. Нужно грамотно сконфигурировать их. Бывает так, что плагин частично соответствует необходимым требованиям, но необходима его доработка программистом и верстальщиком. Одним словом, заранее собирается информация по нужным плагинам, анализируется, отбирается конфигурация и вносится в техническое задание.

Перечень, описание и этапы работ

Когда определились со структурой, функционалом, системой управления, плагинами, необходимыми доработками, становится ясен объём и сложность работ. Чтоб не вызывать у заказчика вопросов и чтоб чётко обозначить рамки работ, составляем табличку: что, в каком порядке и сколько по времени мы делаем. На основе этого составляем смету по пунктам. Не вошедшие в таблицу работы, возникшие в результате неожиданных пожеланий клиента, оплачиваются отдельно.